О результатах проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области в 2012 году

О результатах проведения антикоррупционного

мониторинга на территории Нижегородской области

в 2012 году

 

         В соответствии с Законом Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» и постановлением Правительства Нижегородской области от 23.09.2009 № 685 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области» подведены итоги антикоррупционного мониторинга за 2012 год.

         В проведении антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области принимали участие в рамках своей компетенции органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления Нижегородской области, прокуратура Нижегородской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (ГУ МВД России по Нижегородской области, ГУ Минюста России по Нижегородской области), Торгово-промышленная палата Нижегородской области.

           При составлении сводного отчета о результатах проведения антикоррупционного мониторинга использовались:

         - информационно-аналитические материалы правоохранительных органов Нижегородской области об объеме и структуре преступности коррупционного характера в деятельности органов государственной власти Нижегородской области и создаваемых ими государственных учреждений;

- материалы социологических опросов населения по вопросам взаимоотношений граждан с органами, осуществляющими регистрационные, разрешительные и контрольно-надзорные функции, представленные Торгово-промышленной палатой Нижегородской области;

- информационно-аналитические материалы прокуратуры Нижегородской области о надзоре за соблюдением законодательства в сфере противодействия коррупции;

- результаты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов;

- информация о результатах проверок соблюдения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой;

- мониторинг деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области;

- результаты мониторинга публикаций в средствах массовой информации Нижегородской области по антикоррупционной тематике, а также результаты опросов общественного мнения, опубликованные в средствах массовой информации;

- материалы работы приемной Губернатора и Правительства Нижегородской области в части приема сообщений граждан о коррупционных правонарушениях.

1. Криминальная ситуация в сфере борьбы с коррупцией

Одним из показателей, характеризующих уровень коррупции на территории Нижегородской области, является количество выявленных и расследованных преступлений коррупционной направленности.

По данным правоохранительных органов в 2012 году на территории Нижегородской области выявлено 2258 преступлений коррупционной направленности (2011 год – 1550 преступлений) и 505 лиц (2011 год – 263), совершивших преступления. Направлено в суд 1555 уголовных дел по преступлениям данной категории (2011 год – 1418 уголовных дел),  привлечено к уголовной ответственности 229 человек (2011 год – 142 человека).

В сфере образования выявлено 270 преступлений (2011 год – 429), в сфере здравоохранения – 565 преступлений (2011 год – 361), в сфере государственного управления и социального обеспечения – 309 преступлений (2011 год – 155).

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных выгод для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Таким образом, к преступлениям коррупционной направленности отнесены противоправные действия, направленные не только против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Субъектами преступлений коррупционной направленности, наряду с лицами, занимающими государственные и муниципальные должности, должностными лицами государственных и муниципальных учреждений, также являются работники коммерческих структур различных форм собственности (ЗАО, ООО, индивидуальные предприниматели и т.д.).

Всего в 2012 году выявлено 808 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (2011 год  – 877), что составляет 35,8% от общего количества выявленных преступлений коррупционной направленности.

Окончено расследование 713 преступлений, привлечено к уголовной ответственности 107 должностных лиц органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений Нижегородской области, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений (в 2011 году – 569 преступлений, к уголовной ответственности привлечено 78 человек).

2. Антикоррупционный мониторинг общественного мнения

Эффективная борьба с коррупцией невозможна без знания ее реального состояния, механизмов, конкретных причин и условий возникновения и существования.

В связи с этим по поручению межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области в 2012 году в регионе был проведен антикоррупционный мониторинг общественного мнения, в ходе которого изучалось отношение к коррупции муниципальных служащих, предпринимателей и жителей Нижегородской области.

По категории «муниципальные служащие» исследование проводилось в 22 районах Нижегородской области, а также во всех районах г.Н.Новгорода. Было опрошено 2500 человек, в том числе 1171 муниципальный служащий администраций районов Нижегородской области и 1329 – Нижнего Новгорода.

Целями антикоррупционного мониторинга являлись изучение уровня коррупции в регионе и ее восприятия муниципальными служащими; выявление наиболее коррупциогенных и взяткоемких структур, а также причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям; определение, на основе полученных данных, основных направлений противодействия коррупции на территории Нижегородской области в сфере муниципального управления.

Большая часть опрошенных (37,6%) рассматривают коррупцию как использование служебного положения в личных целях, 34,6% респондентов считают, что это - получение взятки, 22,1% - хищение бюджетных средств, 5,5% - недобросовестное исполнение должностных обязанностей и 1,1% опрошенных рассматривают коррупцию как нечто иное, не раскрывая при этом его смысла.

Большинство респондентов отметили, что им приходилось сталкиваться с недобросовестным исполнением должностными лицами своих обязанностей. При этом постоянно встречались с недобросовестностью должностных лиц 9,6% опрошенных, иногда – 45,7%, очень редко – 21,7%, никогда – 23,0%. Следует отметить, что со времени проведения предыдущего анкетирования государственных и муниципальных служащих, проведенного в 2010 году, более чем на 25% возросло число респондентов, отмечающих, что им не приходилось сталкиваться с недобросовестностью чиновников.

По мнению респондентов, причинами распространения коррупции в регионе являются стремление к личной выгоде и низкие заработные платы (по 24%), чрезмерная бюрократия и несовершенство законодательства (по 16%), недостаточный контроль (10,5%), стремление населения решать свои проблемы с помощью незаконного вознаграждения (8,5%).

Взятка, по мнению 53% дававших ее служащих, по-прежнему является эффективным средством для достижения необходимых целей. В рамках передачи незаконного вознаграждения в 12,2% (в 19,1% - в Нижнем Новгороде) случаев не было достигнуто необходимого результата, в 28% случаев такой результат был достигнут лишь частично.

По сравнению с предыдущими опросами, имеет место увеличение на 72,5% числа муниципальных служащих, готовых сообщить о себе полную информацию и заявить о фактах коррупции. Количество респондентов, полностью отказывающихся принимать участие в антикоррупционных действиях, существенно снизилось (на 17% – среди служащих в Нижегородской области и на 55% – в г.Н.Новгороде).

 По поводу деятельности государства в решении данной проблемы 12,7% (15,2% – город) опрошенных отметили сильное стремление, 30,8% (32,7% - город) указали на некоторое стремление, 51,3% (47,1% - город) считают, что стремление есть, действий нет; иное – 5,0% (5,0% - город). Причем 67,1% (70,4% - город) респондентов знают и слышали об антикоррупционных мероприятиях, реформах, проводимых государственными органами, но 56,0% (58,7% - город) считают их малоэффективными; 11,1% (11,7% - город) отмечают их действенность; 32,9% (29,6% - город) не слышали о таких мероприятиях.

Таким образом, имеет место положительная динамика в отношении данной категории граждан к предпринимаемым государством и Правительством Нижегородской области антикоррупционным усилиям. Число муниципальных служащих, которым ничего неизвестно о программах и реформах, направленных на снижение уровня коррупции, сократилось по сравнению с предыдущим опросом на 15%, а число признающих эффективность антикоррупционных мероприятий выросло почти в 2 раза.

По категории «предприниматели» было опрошено 2 508 индивидуальных предпринимателей и руководителей малых и средних бизнес-структур.

Результаты социологических исследований данной категории показали, что акценты в определении понятия коррупции практически не отличаются от предыдущего опроса. Большая часть опрошенных рассматривает коррупцию как получение взятки - 43% респондентов и использование служебного положения в личных целях - 30%. Лишь незначительная часть представителей бизнес-сообщества – 13% рассматривают хищение бюджетных средств как проявление коррупции.

Следует отметить, что со времени проведения предыдущего анкетирования предпринимателей более чем в 1,5 раза возросло число респондентов, отмечающих неизбежность коррупционных проявлений        (2011 год – 22%), и почти в 3 раза уменьшилось число тех, кто не видит необходимости в этом явлении (2011 год – 13%).

За последний год с проявлениями коррупции в форме передачи незаконного вознаграждения непосредственно столкнулись 39% опрошенных предпринимателей и 61% данной категории не передавали незаконного вознаграждения. Инициирование передачи незаконного вознаграждения, в соответствии с проведенными исследованиями,  практикуется чиновниками чаще (82%), чем самими предпринимателями (18%).

59% опрошенных предпринимателей сообщили, что они прибегали к передаче незаконного вознаграждения, в первую очередь, как к средству преодоления бюрократических барьеров для ускорения рассмотрения документов. На треть возросло число предпринимателей, дававших взятку для оставления без внимания допущенных ими нарушений (20%). Усилилась роль незаконного вознаграждения как фактора обеспечения победы на торгах, конкурсах и аукционах - 8% (2011 год – 6%). Таким образом, в предпринимательской среде преобладает сознание, что выполнение должностных обязанностей не производится без дополнительных стимулов.

Однако предприниматели не готовы принимать активное участие в противодействии коррупции:

- 15% ответивших не сообщили бы о фактах коррупционного поведения;

- 61% - готовы пойти на сотрудничество с органами власти только анонимно;

- 24%  - сообщили бы о таком факте и оставили всю контактную информацию о себе.

Относительно стремления государства решить проблему коррупции было отмечено, что это стремление никак не сходится  с реальными действиями:

- 8% предпринимателей ответили, что государство действительно стремится решить проблему коррупции;

- 31% предпринимателей предполагает, что имеется некоторое стремление;

- 59% предпринимателей ответили, стремление есть, действий нет;

- 2% отметили отсутствие стремления.

В то же время 58% респондентов знают и слышали об антикоррупционных мероприятиях, реформах, проводимых государственными органами, но считают их малоэффективными; 7% отмечают их действенность; 35% не слышали о таких мероприятиях. Таким образом, наблюдается отрицательная динамика в отношении данной категории граждан к предпринимаемым государством и Правительством Нижегородской области антикоррупционным усилиям. Число предпринимателей, которым ничего не известно о программах и реформах, осталось без существенных изменений по сравнению с предыдущим опросом, а число признающих эффективность антикоррупционных мероприятий уменьшилось в 2,5 раза.

При проведении антикоррупционного мониторинга общественного мнения было опрошено 2 514 жителей Нижегородской области, которые отметили достаточно высокий уровень коррумпированности государственных и муниципальных структур. Большинство граждан – 92,7% отметили, что им приходилось сталкиваться с недобросовестным исполнением должностными лицами своих обязанностей.

Без исключения категории опрошенных отмечается, что наиболее часто проявления коррупции продолжают иметь место в сфере полиции, здравоохранения и образования:

- сфера здравоохранения – 57,8% (53,4% – в Нижнем Новгороде);

- полиция – 55,9% (58,8% – в Нижнем Новгороде);

- сфера образования – 39,6% (44,2% – в Нижнем Новгороде).

За последний год с проявлением коррупции в форме передачи незаконного вознаграждения непосредственно столкнулись 57% опрошенных граждан (2009 год – 67%, 2010 год – 62,2%).

Инициирование передачи незаконного вознаграждения, в соответствии с проведенными с проведенными исследованиями, традиционно для всех категорий респондентов практикуется чаще чиновниками. Однако последний опрос показал, что коррупция является обычным явлением в повседневной жизни нижегородцев.

Инициаторами передачи незаконного вознаграждения в 53% выступали граждане (2009 год – 30%, 2010 год – 34,2%) и в 47% - чиновники  (2009 год – 70%, 2010 год - 65,8%). Граждане готовы передавать незаконное вознаграждение и в тех случаях, когда какие-либо коррупционные проявления со стороны служащих отсутствуют.

Несмотря на снижение на 10% с 2009 года числа граждан, предававших незаконное вознаграждение в 2012 году (из числа опрошенных граждан), наблюдается увеличение интенсивности коррупционных проявлений таких лиц. На каждого из передававших незаконное вознаграждение в 2012 году приходится, в среднем, 1,9 взятки.

По поводу деятельности государства в решении проблемы коррупции 8% респондентов видят реальные действия в этом направлении (2009 г. – 6,2%, 2010 г. – 5,5%), некоторое стремление отмечают 73,6% опрошенных граждан, на отсутствие стремления указали 18,4% опрошенных.

Восприятие опрошенной аудиторией уровня коррумпированности отдельных сфер деятельности традиционно совпадает с фактическим состоянием в случаях, когда речь ведется о сотрудниках полиции, здравоохранения, образования. Высокие коррупционные риски отмечены в судебных органах, сфере ЖКХ, районных администрациях.

В целом антикоррупционные усилия, предпринимаемые государством и Правительством Нижегородской области, предприниматели и жители области оценивают положительно.

Однако отмечается, что по сравнению с предыдущими опросами возросло на 40% число жителей, которые не видят стремление государства решить проблему коррупции.

Прослеживается тенденция снижения уровня влияния средств массовой информации на восприятие коррупции предпринимательскими структурами. Одновременно с этим отмечается резкий рост (10% в 2012 году против 2% в 2011 году) влияния сети Интернет на оценку бизнесменами состояния коррумпированности российского общества.

Средствами массовой информации недостаточно дается позитивной информации в работе по противодействию коррупции и формированию у граждан антикоррупционного сознания.

3. Антикоррупционная экспертиза

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области с целью выявления и устранения несовершенства правовых норм, повышающих вероятность коррупционных действий, Главным управлением Минюста России по Нижегородской области, прокуратурой Нижегородской области, Торгово-промышленной палатой Нижегородской области, а также государственно-правовым департаментом Нижегородской области.

В 2012 году Главным управлением Минюста России по Нижегородской области была проведена антикоррупционная экспертиза 2302 нормативных правовых актов Нижегородской области. Коррупциогенные факторы выявлены в 45 нормативных правовых актах, в 37 актах данные факторы устранены, остальные акты находятся на рассмотрении.

В рамках действующего соглашения между Главным управлением Минюста России по Нижегородской области и Законодательным Собранием Нижегородской области в 2012 году проведена антикоррупционная экспертиза 272 проектов региональных правовых актов. Из них подготовлено с замечаниями 28 заключений, учтены замечания по 19 проектам, 6 проектов сняты с рассмотрения.

Все заключения на проекты нормативных правовых актов готовятся              с учетом их анализа на предмет коррупционной составляющей. В 2012 году             в проекте закона Нижегородской области «О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях» был выявлен коррупциогенных фактор – широта дискреционных полномочий, выраженная             в неопределенности оснований принятия решения о применении мер административной ответственности. При доработке законопроекта коррупциогенный фактор был устранен.

Прокуратурой Нижегородской области в ходе осуществления своих полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на постоянной основе оцениваются нормативные правовые акты Нижегородской области и их проекты на предмет коррупциогенности.

В 2012 году прокуратурой области было изучено 12577 нормативных правовых актов, выявлено 509 коррупциогенных факторов. Последние выявлены в 418 правовых актах органов местного самоуправления (в том числе 320 актов противоречили закону), а также в 4 нормативных правовых актах Правительства Нижегородской области.

В целях устранения коррупциогенных факторов прокуратурой внесено  72 требования об изменении нормативных правовых актов, принесено 329 протестов, внесено 13 представлений, направлено 4 заявления в суд.                          В результате принятых мер прокурорского реагирования коррупционные факторы исключены из 335 нормативных правовых актов.

За 12 месяцев 2012 года прокуратурой Нижегородской области исследовано 422 проекта нормативных правовых актов, в которых выявлено 557 коррупциогенных факторов, из 322 проектов нормативных правовых актов коррупциогенные факторы были исключены.

Типичными коррупциогенными факторами, выявляемыми прокуратурой Нижегородской области являются:

- определение компетенции по формуле «вправе»;

- нормы, свидетельствующие о широте полномочий, позволяющие должностным лицам действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств;

- отсутствие или неполнота административных процедур,

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

Основной формой взаимодействия прокуратуры Нижегородской области с иными органами и организациями, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, является постоянно действующая межведомственная рабочая группа по выявлению в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов (далее – рабочая группа). В работе данной рабочей группы принимают участие представители Законодательного Собрания Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, Главного управления Минюста России по Нижегородской области, Торгово-промышленной палаты Нижегородской области.

В рамках рабочей группы организовано проведение мониторинга действующего регионального законодательства. В 2012 году проведен мониторинг земельного и жилищного законодательства Нижегородской области.

По результатам мониторинга регионального земельного законодательства установлено наличие 2 коррупциогенных факторов в административном регламенте министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Нижнего Новгорода, и земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, на которых расположены здания, строения, сооружения», утвержденном приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 31.10.2011 № 311-05-11-167/11. Выявленные коррупциогенные факторы из данного административного регламента исключены.

В ходе мониторинга регионального жилищного законодательства выявлено наличие коррупциогенного фактора в постановлении Правительства Нижегородской области от 22.09.2012 № 657 «О внесении изменений в Порядок организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 24 марта 2010 года № 148». Требование прокуратуры Нижегородской области об устранении коррупциогенного фактора признано обоснованным, проводится работа по его устранению.

В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2009 № 913, государственно-правовым департаментом Нижегородской области в 2012 году была проведена антикоррупционная экспертиза 1055 проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области.

4. Совершенствование работы кадровых подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Аппаратом Правительства Нижегородской области проводится ежеквартальный мониторинг реализации законодательства в области кадровой политики по противодействию коррупции, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы.

В 2012 году в органах исполнительной власти Нижегородской области проведена работа по оптимизации перечня должностей гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Соблюдение гражданскими служащими запретов и ограничений контролируется путем проведения анализа полноты и достоверности сведений, указанных в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ежегодно представляемых гражданскими служащими.

Анализ практики представления государственными гражданскими служащими Нижегородской области сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера показывает, что в ОИВ Нижегородской области представляют сведения 43% сотрудников, замещающих должности, вошедшие в перечень должностей с коррупционными рисками. В основном это лица, замещающие государственные должности, а также должности высшей и главной групп должностей гражданской службы.

В 2012 году все лица, обязанные представлять данные сведения, представили их по утвержденным формам справок в полном объеме. Таким образом, путем представления сведений о доходах реализуется действенная мера профилактики коррупционного поведения служащих. Аналогичная работа проводится в ОМСУ Нижегородской области.

Проверки соблюдения установленных законодательством запретов и ограничений в отношении гражданских служащих проводятся также при поступлении на гражданскую службу. В 2012 году проведены проверочные мероприятия в отношении 150 кандидатов, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы, на предмет занятия ими предпринимательской деятельностью или участия в управлении коммерческими организациями  и т.д. При проверке 5 кандидатов установлены факты, препятствующие, согласно статьям 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», их приему на службу.

Во всех органах исполнительной власти Нижегородской области и органах местного самоуправления Нижегородской области созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии).

В 2012 году мониторинг деятельности комиссий органов исполнительной власти Нижегородской области проводился ежеквартально. В результате проведенного мониторинга отмечается положительная динамика в работе данных комиссий. Всего проведено 18 заседаний комиссий, рассмотрено                28 вопросов по направлениям:

- о представлении недостоверных либо неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо о невозможности по объективным причинам представить указанные сведения;

- о соблюдении гражданскими служащими требований к служебному поведению;

- о предотвращении и урегулировании конфликта интересов;

- об исполнении обязанностей, установленных законодательством о государственной гражданской службе и противодействии коррупции;

- о даче согласия бывшим гражданским служащим на дальнейшее трудоустройство;

- об организации мер по предупреждению коррупционных правонарушений в органах исполнительной власти.

Выявлено 13 нарушений:

- требований к достоверности и полноте представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 10 гражданских служащих Нижегородской области.

В 2012 году наблюдается увеличение количества вопросов, рассмотренных комиссиями (2011 год – 22 вопроса, из них 13 по нарушениям; 2012 год – 28 вопросов, из них 13 по нарушениям).

Результаты работы комиссий органов исполнительной власти в целом можно характеризовать положительно. Осуществляется практически 100% привлечение нарушителей к ответственности. Замечания прокуратуры и аппарата Правительства Нижегородской области учитываются, нарабатываются  навыки применения комиссиями законодательства о противодействии коррупции.

В органах местного самоуправления Нижегородской области создано 248 комиссий, проведено 107 заседаний комиссий. На заседаниях комиссий рассмотрено 324 вопроса, в 152 случаях комиссиями установлены нарушения требований к представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявлено 7 фактов нарушений требований к служебному поведению, в 2 случаях – нарушение требований об урегулировании конфликта интересов.

Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 156 муниципальных служащих. Взысканий в виде увольнения в связи с утратой доверия не применялось.

Таким образом, основная масса рассматриваемых вопросов комиссиями органов местного самоуправления Нижегородской области касается представления неполных либо недостоверных сведений о доходах и имуществе. Деятельность комиссий, направленная на выявление и урегулирование конфликта интересов, организована еще недостаточно эффективно.

Меры по активизации деятельности комиссий и повышению эффективности работы кадровых служб обеспечиваются путем систематического проведения семинаров и совещаний по всем проблемным вопросам.

5. Мониторинг средств массовой информации

Важнейшим аспектом реализации антикоррупционной политики в Нижегородской области является обеспечение открытости органов власти во взаимоотношениях с населением.

В 2012 году в средствах массовой информации (областных СМИ, региональных вкладках центральных газет, районных газетах и региональных телеканалах) теме борьбы с коррупцией был посвящен в общей сложности 441 материал.

В том числе: 160 публикаций – в областных и городских газетах, 31 – в региональных вкладках федеральных газет, 145 – в районных газетах, 105 – видеосюжетов на региональных телеканалах.

По сравнению с 2011 годом (346 материалов) количество публикуемых материалов по  антикоррупционной тематике в 2012 году возросло на 27,5%.

В течение 2012 года в программах «Послесловие. События дня» и «Послесловие. События недели» на телеканале «Волга» проведено                      5 интерактивных опросов телезрителей по антикоррупционной тематике.

В том числе:

- 11.01.2012 – «В чем причина коррупции?» (звонков – 4213): бедность – 3,1%, жадность – 13,9%, бесконтрольность – 16,5%, безнаказанность – 66,5%;

         - 26.03.2012 – «Что мешает искоренить коррупцию?» (звонков – 2930): менталитет – 11,9%, слабое наказание – 67,2%, низкие зарплаты – 6,2%, мало сил, плохо стараются – 14,7%;

         - 08.12.2012 –  «Вы верите, что можно победить коррупцию?» (звонков – 3503): да, это доказывают последние разоблачения – 20,0%, да, при условии дальнейшего ужесточения – 30,2%, нет, найдут, как украсть – 30,6%, нет общество еще не готово – 10,2%.

         Сведения о результатах работы прокуратуры Нижегородской области в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции на постоянной основе размещаются в средствах массовой информации, в том числе на Интернет-сайте прокуратуры Нижегородской области. За 2012 год в средствах массовой информации прокуратурой области размещено 1872 выступления по вопросам противодействия коррупции.

         Следственным управлением Следственного комитета России по Нижегородской области организовано регулярное информирование населения о  выявляемых фактах коррупции, результатах расследования уголовных дел данной категории. В 2012 году размещено 1208 материалов (668 выступлений на телевидении, 180 – на радио, 66 – в печати, 294 – в информационной сети Интернет).

ГУ МВД России по Нижегородской области через средства массовой информации осуществляется информирование граждан о результатах работы по противодействию коррупции. В 2012 году в средствах массовой информации вышло 767 материалов, из них: в телеэфире – 99 сюжетов, на радио – 47 комментариев, в печатных изданиях – 184 материала, на лентах информационных агентств – 436 сообщений.

         6. Работа с обращениями граждан

Анализ обращений граждан по вопросам противодействия коррупции показывает, что значительная часть обращений, поступающих по различным каналам, не относится к коррупционной тематике. В основном обращения касаются вопросов социального обеспечения граждан и жилищно-коммунального хозяйства, часть обращений не несет конкретной смысловой нагрузки.

На Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области функционирует сервис, предназначенный для сообщения о достоверно известных фактах совершения коррупционных правонарушений должностными лицами государственных и муниципальных учреждений. За 2012 год через портал поступило всего 67 сообщений.                     Из общего количества только 5 сообщений имеют коррупционную тематику.

По 3 сообщениям  информации направлены в органы местного самоуправления Нижегородской области для рассмотрения. Две анонимные информации не подтвердились.

Все сообщения, содержащие информацию о фактах коррупции, поступающие в управление региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области, проходят первичную проверку достоверности изложенных сведений совершения коррупционных правонарушений и направляются  в правоохранительные и надзорные органы Нижегородской области для проведения дальнейшей проверки.

В органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области организован прием сообщений граждан о фактах коррупции в деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, а также в подведомственных им государственных и муниципальных учреждениях.

Результаты проведения антикоррупционного мониторинга свидетельствуют о том, что в 2012 году в Нижегородской области проведена значительная работа по реализации на территории региона государственной антикоррупционной политики, в том числе по:

- совершенствованию регионального законодательства, приведению его  в соответствие с антикоррупционными федеральными правовыми актами;

- проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов;

- совершенствованию работы кадровых служб органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, организации антикоррупционного обучения государственных и муниципальных служащих;

- реализации мер антикоррупционной пропаганды для формирования               в обществе нетерпимого отношения к  проявлениям коррупции, в том числе            с использованием возможностей средств массовой информации.

Проводимые с 2009 года в Нижегородской области социологические исследования по антикоррупционной тематике свидетельствуют о росте доверия населения к антикоррупционной политике. В то же время, мнение значительной части опрошенных о недостаточности принимаемых мер указывает на заинтересованность общества в достижении положительных результатов на данном направлении.

В целях дальнейшего развития в Нижегородской области системы противодействия коррупции и повышения ее эффективности необходимо продолжать совершенствование нормативной правовой базы Нижегородской области, проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, учитывать результаты антикоррупционного мониторинга при планировании работы по профилактике коррупции, более активно использовать в этой работе потенциал институтов гражданского общества и средств массовой информации.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения